Средневековая басня
Человечество придумало такой литературный жанр, в котором красноречиво отражается сатирический талант отдельно взятого народа — со всеми его нюансами, особенностями менталитета. Армянский народ не остался в стороне от басни и сочинил целую стопку ярких и смешных поучительных историй. Мы вспомним сегодня двух главных представителей басенного творчества — Мхитара Гоша и Вардана Айгекци.
Армянская басня развилась до превосходного уровня именно в средние века, потому Гош и Айгекци по праву считаются ключевыми представителями жанра. Как так получилось, что именно в 12-13 веках? К тому времени начались классовые противоречия в армянском обществе. Баснописцы, презиравшие алчных и кичливых богачей, решительно высмеивали всё то, что им не нравилось в своих персонажах. Но делали они это тонко, со вкусом — так, что не все «герои» повествования догадывались о своем участии в баснях.
Мхитар Гош был не только крупнейшим баснописцем, но и родоначальником жанра в Армении. Именно в его творчестве басня стала самостоятельным жанром художественной словесности. В своих сочинениях Гош опирался на фольклор. Основной посыл баснописца был адресован власть имущим и заключался в том, что следует проявить милость к подданным, умерить алчность. Более того — Гош предостерегал помещиков от народного гнева.
Вторым по величине баснописцем стал Вардан Айгекци (XIII век). Автор выполнял ту же миссию, что и Гош — высмеивал знать, взяточничество, резко критиковал произвол, жестокость и невежество. Айгекци сочинил множество басен, которые были собраны в сборнике «Лисья книга» (1668, Амстердам); туда же затем вошли многие другие народные и переводные басни. Творчество Айгекци впитало в себя народный юмор и сатиру, отражало социальные проблемы того времени и, как правило, каждое его произведение заканчивалось длинной моралью религиозного характера.
СЧЕТ ЗА ЯЧМЕНЬ. Вардан Айгекци
Возил один человек с тока домой ячмень на осле. И маленький ослик шагал с матерью туда и обратно. А дома, куда свозили ячмень, была свинья на привязи, которую откармливали на убой. И ячменя ей насыпали вдосталь, чтоб ела она и жирела. И ослик сказал матери: «Почему та свинья, не работая, есть целый день ячмень, который мы перевозим с таким трудом, а нам, что мучаемся, лишь один раз в день дают ячмень?» Мать сказала: «Потерпи еще недельку, сынок, потом я отвечу тебе, и сам ты увидишь все своими глазами». И возвращались через неделю ослица и ослик, груженные, домой, ослик бежал впереди матери и услышал он визг, потому что резали свинью, и испугался ослик и побежал назад к матери, и мать сказала: «Что с тобой, сынок, чего ты испугался? Не бойся ты свиньи, это с нее счет за ячмень спрашивают». И снова они на ток пошли ячмень таскать. И когда, груженные, вернулись домой, ослик, задрав копытце, сказал матери: «Матушка, посмотри, не пристало ли к копытцу ячменное зернышко, чтоб не спросили и с меня за ячмень, как со свиньи?»
КУРИЦА И ХОЗЯИН. Мхитар Гош
Курица, будучи поймана своим же хозяином, очень кричала, и слышавшие ее крик упрекали ее: «Чего ты попусту так кричишь?». А курица сказала: «Я страшусь, ибо отнюдь не всегда он ловит кур с добрыми намерениями: иногда, подвесив их вниз головой, он много дней несет в пути, а иногда и поджаривает на угле и ест». Эта басня раскрывает нравы господ, ибо не всегда получаешь от них хорошее, даже если они ласковы. Но иногда следует ожидать также и зла и быть начеку и общаться с ними осторожно.
Метки: басни, Вардан Айгекци, даты, издания, книги, литераторы, Мхитар Гош, писатели, сатира, сатирики, средневековая литература, традиции, юмор
ya zdes novienkaya poetomu u menya poka sto net nikakix komentariy paka
gulsum, не беда.