Слово о культуре
Армянская культура, как осязаемая, так и духовная, при первом знакомстве поражает своей цельностью, единством проявлений. Словно невидимая, но крепкая нить связывает фрагменты, представителей и эпохи. Оставив позади первое знакомство с темой, легко подчиниться озарению: армянская культура всю свою жизнь держалась на трех китах, потому она такая цельная и монолитная, несмотря на разнообразие витражей и узоров в ней.
Первый кит — Армения как таковая. Страна камня, привычные лоскуты природы — пейзажи, которые меняются быстрее, чем настроение путешественника. Ландшафт диктует, какой быть архитектуре: мощной, усадистой, но изящной, сдержанной и серьезной. Камень вместо земли, горные вершины по соседству, тесаный, изрезанный в совершенство материал складываются в гармоничный узор.
Второй кит — судьба страны. Мечущаяся между Западом и Востоком, раздираемая кочевниками и варварами. Несмотря ни на что — верность традициям. Не только язык, письменность и вера помогли народу выжить. Искусство, которым он занимался всю жизнь, было строго очерченным, истинно армянским, оригинальным и практически не поддававшимся влиянию. Оно было одним из столпов, которые помогли армянам выстоять перед натиском врага. Преданность сложившимся формам и способам создания искусства была одним из духовных стержней народа.
Третий кит — армянский характер и образ. Фундаментальный, рассудительный, но не без порывистости. Склонный к созерцанию, тянущийся к совершенству, энергичный и волевой. Такой стала армянская архитектура, живопись. Принципы, заложенные в основных видах искусства, затем распространялись на миниатюрные — рельефы, керамику, резьбу по дереву и так далее.
Профессиональное искусство всегда опиралось на народное искусство. Неудивительно, что даже слова искусство (արվեստ) и ремесло (արհեստ) так близки по звучанию. В народном промысле творцы черпали истинное вдохновение, из него питались идеями по насыщению формы и содержания, разнообразию оттенков и интонаций.
Армения — настоящий музей под открытым небом. Но познать цельное, словно созданное природой, а не человеком, национальное искусство, можно и в сокровищницах страны. В Государственном музее истории Армении (в нем хранятся результаты многолетних трудов археологов), Музее-ризнице Эчмиадзинского кафедрального собора и новом Музее Эчмиадзинской патриархии, Матенадаране и Национальной картинной галерее — да мало ли мест в Армении…
Метки: археология, архитектура, выставки, живопись, изобразительное искусство, Матенадаран, монастыри, музеи, Музей истории Армении, Национальная картинная галерея, ремёсла, скульптура, традиции, храмы, художники, церкви, Эчмиадзин
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.