Великий трагик
Армянский театр, мы писали, имеет длинную и сложную биографию. В разные эпохи он развивался благодаря блестящим служителям Мельпомены. История нового армянского театра началась с приходом в него крупнейшего драматурга — Габриэла Сундукяна. А главным актером, прославившим национальные подмостки, стал Петрос Адамян.
О нем писали как о гениальном трагике — в том числе в России, где, без преувеличения, существовали и поныне царствуют великие театральные традиции. Сабир Ризаев, выдающийся искусствовед, исследовавший армянскую культуру едва ли не лучше всех, когда-то выудил из архивов прессы следующий фрагмент: «Московская газета писала: „Ответственная роль Гамлета была проведена артистом прекрасно. Талантливому исполнителю были поднесены лавровый венок, сервиз и табакерка“. Выступая в московских театрах, П. Адамян играл с известными русскими актерами и актрисами. Ясно, что Адамян не мог не приглядываться к игре своих партнеров. А в игре русских артистов преобладала реалистическая школа…»*.
Еженедельник «Искусство» писал, что Адамян вложил в исполнение Гамлета «гораздо более страстности и энергии, чем, например, известный Сальвини и Росси». В России его признали одним из крупнейших трагиков мира.
К этому признанию Адамян пришел нелегко. Актер родился в бедной семье в Трабзоне в 1890 году. Дебютировал в Константинополе. Русский язык, согласно Ризаеву, актер выучил… в Тифлисе.
Значительно позже сложился успех в Москве и Петербурге. В российской столице его приняли так же восторженно, как в белокаменной. «Петербургская газета», пишет Ризаев, отметила: «Петербург видел бесконечное число Гамлетов… Адамян… сохраняет в читке благозвучие шекспировского текста и в то же время вполне естественно изображает те муки сомнения и подозрительности, которые терзают душу несчастного юноши». Известный русский комик Андреев-Бурлак говорил: «Этот небольшой по росту человек обладает гигантским талантом и кроме того, он умудрился соединить нутро Мочалова и технику Шумского». После пятилетнего пребывания в России Адамян прибыл в Одессу, где его ждал наибольший успех. Первое же выступление, по свидетельству прессы, потрясло зрителя.
Актер продолжил гастроли по империи. Затем вернулся в Константинополь. На родине его ждало страшное: геноцид армян. Адамян заболел раком горла. В стране, где выдавливали армян, он нашел приют в русском посольстве, но скончался в самом расцвете сил — в 42 года…
Сегодня, оглядываясь на историю театра, искусствоведы единогласно отмечают: Петрос Адамян был величайшим армянским актером. Его творчество, успехи воздействовали на многих известных актеров: Сирануйш, Рачью Азнива, Абеляна, Петросяна, Папазяна.
Роли:
Жадов — «Доходное место» Островского
Чацкий — «Горе от ума» Грибоедова
Хлестаков — «Ревизор» Гоголя
Микаэл — «Ещё одна жертва» Сундукяна
Масисян — «Хатабала» Сундукяна
Аршак — «Аршак II» Пешикташляна
Король Лир — «Король Лир» Шекспира (1880)
Гамлет — «Гамлет» Шекспира (1880)
Кречинский — «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина (1882)
Арбенин — «Маскарад» Лермонтова (1884)
Франц Моор — «Разбойники» Ф. Шиллера (1875)
Уриэль Акоста — «Уриэль Акоста» Гункова (1882)
Коррадо — «Семья преступника» Джакометти (1883)
Отелло — «Отелло» Шекспира (1885)
*Здесь и далее использованы цитаты из издания «Сабир Ризаев. Избранные работы о театре и кино». (Ереван, 2009)
Метки: Адамян, актеры, гастроли, история театра, новый армянский театр, премьеры, Ризаев, роли, спектакли, Сундукян, театр, трагики, традиции
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.