Вспомнить «Хатабала»
В одном армянском доме начался переполох. Дом был добротный, тифлисский, жил в нем богатый купец с семьей. А в семье той маялась девица, которую замуж не брали. Но настоящие страдания ей принес приезд блестящего молодого человека из Петербурга и то, как переполошилась родня в этой связи…
Блестящая пьеса Габриэла Сундукяна «Переполох» (название часто не переводят, даже по-русски — «Хатабала»), воплотившаяся, в частности, в одноименном фильме, отобразила едва ли не всю цепь национальных образов, нравов и особенностей. С желанием выдать замуж засидевшуюся дочь, видя почти полное отсутствие перспектив в этом деле, купец и его ближайшее окружение устраивают переполох, в котором каждый выглядит без прикрас. А зритель смеется и разводит руками: какова фальшь, а?.. «Хатабала» — это такое произведение, такие совершенные форма и текст, такая точность и глубина, что даже самый вялый и посредственный постановщик не провалит спектакль. А если за выдающийся материал взялся мастер кино, то получится шедевр, не меньше.
В 1971 Юрий Ерзнкян снял киноверсию «Хатабала», предварительно написав сценарий вместе с Агаси Айвазяном. Фильм снимали на киностудии «Арменфильм», в нем были занята прекрасные актеры: Сос Саркисян и Фрунзик Мкртчян, Нина Абалян, Вреж Акопян, Лидия Арутюнян, Лаура Вартанян, Екатерина Верулашвили, Рузанна Манукян, Донара Мкртчян, Марина Тбилели (Карапетян), Грант Тохатян, Азат Шеренц и другие. Картина яркая, шумная, эмоциональная. Визуальный ряд сложен органично и блестяще:
элементы декораций, созданные в одном световом ключе, цветовая гамма кадров, точно подобранная натура и интерьер (художниками картины были Минас Аветисян и Роберт Элибекян, воскресившие в 1971 году дух старого Тифлиса). «Хатабала» — это яркое цельное полотно, сотканное из удачнейших сцен, растасканных на цитаты (вспомнить только похороны «родственника» Замбахова, пирушки в «духане Чопура», игра женщин в лото и Хампери на фоне проходящего по улице военного оркестра!). Крепкий народный юмор, фальшивые устои купечества — смеяться и сожалеть об ущербности героев, проникаться симпатией к тем, кто вырывается из порочного круга «переполоха»… Смотрите кино, читайте пьесу. Кстати, они оба блестяще звучат/читаются на обоих языках — армянском и русском.
Метки: «Хатабала», актеры, изобразительное искусство, кино, кинопоказы, Минас, Мкртчян, пьесы, режиссеры, Саркисян, Сос Саркисян, спектакли, Сундукян, тбилисские армяне, театр, традиции, фильмы, художники
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.