Церковь без креста и служб
Громкие заявления о миролюбивом отношении к армянским памятникам, как это водится, притупляют бдительность наших соотечественников. А если звучит слово «реставрация», то мы от радости теряем разум: «Турок нынче другой». Какой другой? Он всё такой же — турецкий. И стоит только тщательно осмотреть предмет разговора, вслушаться в слова турецкой стороны, посмотреть на факты, наконец, как благодушие тут же пропадет. Чему радоваться, если турок внятно процедил, что крест церкви Сурб Хач (Святого Креста) на острове Ахтамар не будет установлен, а в 2009 Турция не восстановила ни одного армянского памятника культуры на своей территории?..
Всё началось три года назад, когда церковь Сурб Хач, находящуюся на острове Ахтамар в озере Ван, официально открыли после «восстановления». Реставрация началась под некоторым давлением международной общественности. Турки раскошелились на полтора миллиона долларов, но армянских специалистов к реставрации церкви не подпустили: работы провели в рамках турецкого минкульта и администрации города Вана. В прошлом году губернатор Вана заявил, что в сентябре 2010 года в церкви Сурб Хач начнутся службы. Но сразу после Нового года министр культуры Турции заявил, что о проведении какой-либо религиозной церемонии в церкви и речи быть не может, так как она была отреставрирована в качестве музея. Они обосновали эту премудрость тем, что прежний крест потерян, а в установлении нового «нет смысла». Сурб Хач, убеждены турки, не может быть действующей церковью, а вот музеем — запросто. Музеем или памятником надругательству над ААЦ. Святым Крестом без креста.
Многострадальная Сурб Хач была построена архитектором Мануэлом во времена подъема Васпураканского царства — в 915—921 гг., при правлении царя Гагика Арцруни. Она вошла в комплекс летней резиденции правителя. С архитектурной точки зрения церковь примечательна тем, что у нее всего два небольших угловых придела на восточной стороне, в отличие от традиции строить четыре угловых придела, благодаря которой у крестово-купольной церкви обнаруживается форма прямоугольника. Изначально церковь не имела пристроек. Часовня на северо-востоке была добавлена в XIV веке, а часовня с колокольней — в XVIII. Над южным и западным входами в церковь были плиты из темного камня с крестами, которые сегодня скрыты поздними постройками. Церковь известна также частично сохранившимися фресками на внутренних стенах и куполе, и барельефами, изображающими сцены из Старого и Нового Завета: они снаружи.
Неподалеку от церкви находился армянский монастырь Норекаванк, но от него не осталось и следа. Многие армянские церкви были варварски взорваны, а остров Ахтамар (арм. Աղթամար), название которого объясняется армянской легендой о любви героического юноши к девушке по имени Тамар, турки переименовали на свой неблагозвучный манер — Агдамар.
Метки: ААЦ, архитектура, Ахтамар, Ван, вандализм, ванские армяне, изобразительное искусство, крест, рельеф, Сурб Хач, фрески, храмы, церкви
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.