Фундаментальные соседи
Два художника — скульптор и мастер оформления книг — когда-то прочно взялись за развитие отечественного изобразительного искусства. Их имена — Ара Саркисян и Акоп Коджоян. Они-то и заложили фундамент новейшей армянской монументальной скульптуры и книжной иллюстрации. Ознакомиться с почерком обоих мастеров, с их жизнью и атмосферой, в которой они творили, можно по одному и тому же адресу. В центре Еревана работает музей художников, живших в одном доме.
Двухэтажный музей Саркисяна и Коджояна находится на улице Пушкина в столице. Он открыт с 1973 года и манит редких, отчего-то, посетителей внушительной коллекцией. В залах музея выставлены произведения исторически сложившегося тандема, причем в такой тематической и хронологической последовательности, которая разматывает плёнку длинного пути, прошедшего художниками. В музее собраны их личные вещи и инструменты, незаконченные работы, фотографии — всё, что составляет мозаику личности выдающихся творцов.
Известно, что Саркисян не обошел ни один жанр скульптуры. Он создавал монументальные памятники, масштабные барельефы, связанные с архитектурными комплексами, тематические композиции, портреты… Ара Саркисян родился в 1902 году в армянском селе Макри, расположенном недалеко от Константинополя. Уже в детстве Саркисян проявил интерес к скульптуре. Незаурядные способности юноши привели его в Константинопольскую художественную школу. После нескольких лет обучения будущий скульптор отправился в Европу. Молодой Саркисян был глубоко национальным художником, впитавшим, при этом, европейские эстетические нормы. На чужбине скульптор создал интересные композиции и портреты: «Отчаяние», «Голод», «Фавн», «Художник Саим» и другие. Завершив учебу в Вене в 1925 году, Ара прибыл в Советскую Армению. В конце 20-х и в 30-х он увлекся тематическими композициями («Митинг», «Строительство»), решая в них задачу единства ритма, динамики и идеи. Одновременно внимание скульптора было обращено к образу нового человека, советского гражданина: в то время он создал портреты Мясникяна, Тотовенца, Абегяна. В произведениях Ара Саркисяна 30-х годов интересными представляются работы малых форм («Обнаженная», «После купания»).
Великая Отечественная война вдохновила художника на создание образов людей, кующих победу. В галерее скульптур автора своеобразным композиционным решением выделяется группа, изображающая основоположников армянского алфавита: Месропа Маштоца и Саака Партева. Первый вариант композиции Саркисян создал в 1943 году, спустя несколько лет исполнил в дереве, а в 1962 году сделал гипсовый отлив в полторы натуральные величины… С именем Ара Саркисяна связано становление современной армянской скульптуры.
Его сосед Акоп Коджоян занимает строго свою нишу — но такую же большую. Творческое влияние Коджояна на последующие поколения, его огромный вклад в изобразительное искусство неоспоримы. Коджоян был крупномасштабный художник. Его яркое воображение, подпитываемое историческими источниками, помогло создать настоящие шедевры. В новые времена, когда типографские книги заменили рукописные фолианты, труднейшую миссию восстановления книгоиздания и достойного развития взял на себя Акоп Коджоян. Он блестяще решил поставленную задачу, став основателем современной армянской книжной графики.
Метки: живопись, изобразительное искусство, книги, книжная иллюстрация, Коджоян, музеи, Саркисян, скульптура, современное искусство, художники
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.