Армянские миниатюры
Стоило святому Маштоцу году так в 405 поставить в стройный ряд армянские буквы, как музыка, литература и живопись резко устремились ввысь — к совершенству и новым формам. С легкой руки просветителя в стране расцвела как переводная, так и оригинальная литература. А вместе с ней — искусство книжной иллюстрации или миниатюра.
Армянская миниатюрная живопись жила долго и вполне счастливо — целых четырнадцать столетий, с V по XIX век. Источники указывают на то, что в самом начале пути армянской миниатюры существовали крупные скриптории, где переписывались и иллюстрировались рукописи. Но шедевры, признанные уникальными, создавались (мы судим по тем, которые дошли до нас) в VI—VII веках. Позднее отличились, например, иллюстрации в знаменитом Эчмиадзинском Евангелии 989 года (это тот самый великолепный артефакт, у коего оклад из слоновой кости). Назовем еще один исключительный образец жанра: Библия, созданная в 1269—1270 гг. в городе Ерзнкан на Евфрате. На этой рукописи, которую армяне берегли и хранили семь с лишним столетий, всё еще внятен цвет пергамента, на котором запечатлены 35 дивных миниатюр на темы Ветхого Завета и портреты четырех евангелистов. Все миниатюры выглядят так, будто в течение 700 лет рукопись раскрывали всего несколько раз.
Армянская миниатюра, на первый взгляд, выглядит ярко: сочный колорит, смелый залив плоскостей красками, щедрая позолота, богатый орнамент и, наконец, типичный армянский образ в центре. Искусствоведы, тем временем, выделяют несколько основных школ армянской книжной миниатюры: Гладзорскую, Татевскую, Арцах-Утикскую, Васпураканскую, Киликийскую, Крымскую. Считается, что Киликийская школа явила миру лучшие образцы армянской миниатюры. Главные признаки киликийских иллюстраций — арочное оформление текста, особые знаки — ими выделялись указатели абзацев или глав текста, заглавные буквы, а также обилие сюжетных иллюстраций.
Главным миниатюристом Армении принято считать Тороса Рослина (XIII век), который, разумеется, принадлежал к Киликийской школе. До нас, увы, дошла мизерная часть творений художника: всего семь работ. Но даже по ним мы можем сказать, что Рослин привнес в миниатюру нечто принципиально новое. Его высокие классические работы ценны тем, что художник использовал реальные типажи для воплощения христианских образов. Рослин развил цвет до тончайших оттенков, использовал богатые прозрачные тоны. Его персонажи невероятно органичны… Словом, Рослин и последующие представители киликийской школы во многом опережали итальянских мастеров XIV века, которых иногда считают лучшими в мире.
…И главное: образцы армянской миниатюры можно посмотреть, например, в главном хранилище рукописей.
Метки: ААЦ, живопись, изобразительное искусство, история искусств, книжная иллюстрация, Матенадаран, миниатюра, миниатюристы, Рослин, художники
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.