Галопом по нотам, или Вкратце – как сложилась армянская музыка
Национальная музыка, ничуть не уступая другим видам искусств, сформировалась еще в древние времена, а точнее – в XII веке до н.э. Значительно позже, в IV-III веках до н.э., сложилась ее самобытность и профессиональная особенность – монодический (одноголосный) характер. Спустя столетие, в период правления династии Арташесидов, в Армении более всего звучали военные и обрядовые песни. Главными представителями античной армянской музыки были так называемые випасаны (певцы-сказители), гусаны и вардзаки (музыканты-поэты и актеры-скоморохи).
С принятием христианства (301 год) армянская музыка стала крениться в сторону духовного певческого творчества. А после изобретения великим Маштоцем письменности и с переводом Библии на армянский укрепился стиль возвышенной духовной песни, который в VII веке был доведен до совершенства Комитасом Ахцеци, Барсегом Чоном, Ширакаци и Дзорапореци.
В VIII веке в моду вошел восточно-христианский жанр сочинения канонов. В то же время возникла оригинальная система хазовых знаков нотации, развивался жанр гимна. В X-XIV веках расцвет был у жанра тагов, развитие получил также монументально-декоративный стиль, блестящим представителем которого был Григор Нарекаци («Книга скорбных песнопений»). Одной из ярчайших звезд музыки Киликийской Армении был Нерсес Шнорали (XII век). Наконец, в XV веке завершился 1000-летний путь развития шараканов.
XVI-XVII веках славилось ашугское искусство в лице Саят-Новы, Нагаша Овнатана, Багдасара Дпира, Петроса Капанци. Средневековые музыканты и теоретики музыки пытались заменить хазовую систему нотописи принципиально новой, созданной А. Лимончяном. И уже в блестящем XIX веке сформировалась национальная композиторская школа. В 1868 году, как мы уже писали, Тигран Чухачян сочинил первую армянскую оперу «Аршак Второй», симфонические и камерные произведения. В 1880-е композиторы Кара-Мурза, Екмалян и Комитас приступили к созданию армянской полифонии (многоголосной музыки). Нелишне напомнить, что творчество Комитаса – вершина национальной музыки: основатель армянской композиторской школы довел до высочайшего уровня искусство многоголосия, стал инициатором и непревзойденным представителем музыкальной этнографии.
На рубеже XIX-XX веков творили Н. Тигранян, основоположник армянского романса Р. Меликян, автор первой в Восточной Армении национальной оперы («Ануш») А.Тигранян, основатель симфонической школы Ал.Спендиарян и другие замечательные авторы.
Ну а затем, после установления в Армении советской власти (1920 год), в Ереване была открыта консерватория, появился собственный – республиканский – симфонический оркестр, государственная капелла, театр оперы и балета (ныне он носит имя Спендиаряна), театр музыкальной комедии, филармония, Квартет им. Комитаса, ансамбль народных инструментов, ансамбль народной песни и пляски, эстрадный оркестр, государственный камерный оркестр. Был организован и Союз композиторов Армении (1932 год), в который вошла новая плеяда талантливых композиторов: Хачатурян (им был создан первый национальный балет – «Гаяне»), Степанян, Сатян, Тальян, Айвазян. Представителями более позднего поколения блестящих авторов являются: Бабаджанян, Баласанян, Арутюнян, Мирзоян, Тертерян, Мансурян, Орбелян, Вардазарян, Ерканян и многие другие.
Метки: Арутюнян, ашуги, Бабаджанян, балет, гусаны, древняя музыка, духовная музыка, жанры, история музыки, Комитас, композиторы, Мансурян, музыка, музыканты, народная музыка, опера, Орбелян, романс, Саят-Нова, современная музыка, Спендиарян, средневековая музыка, Тертерян, Тигранян, Хачатурян, шараканы
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.