О расцвете армянской архитектуры
Все туристические гайды, приглашающие отдохнуть в Армении, украшены не столько двумя традиционными треугольниками Сиса и Масиса, огнями Еревана и блеском Севана, сколько куполами храмов, возведенных высоко в горах. Красота Армении во многом сложилась благодаря мастерам церковной архитектуры, расцвет которой пришелся на… IV—VII века.
В упоминаемый период национальная архитектура была на подъеме. Но настоящий расцвет ее пришелся на VII век, в особенности на его первую половину. В то время достиг вершины своего развития новый тип армянских купольных церквей, известный под названием строений «типа Рипсимэ». Древнейшим образцом таких храмов является церковь в Аване, построенная до 591 года, а самым совершенным — церковь Рипсимэ в Эчмиадзине, возведенная в 618 году. Шедевром средневековой армянской архитектуры считается знаменитый храм Звартноц, построенный в 641—661 гг. неподалеку от Эчмиадзина. А теперь — подробности.
В ту пору — примерно в начале IV века — в истории архитектуры начался новый этап. Античные армянские города переживали экономический упадок, свое значение сохраняли только Арташат и Тигранакерт. На историческую смену приходили Двин и Карин (Эрзрум). Принятое христианство начало диктовать новые условия: отныне архитектура делает акцент на новых религиозных сооружениях, свободных от античных традиций.
Церкви IV—V веков в основном являются базиликами (Касах, Аштарак, Ахц, Егвард). С V века базилики сменили купольные церкви. Из них купольные залы (Птхни, Аруч), купольные базилики (реставрированный Текор, Одзун, Мрен, Гаянэ, Багаван,) а также триабсидные купольные базилики (реставрированный св. Григор Двин, большой храм Талина) восходят к трехнефным базиликам. Более разнообразны крестообразные центрокупольные храмы VI—VII веков. В лучших их образцах (церковь 588—597 гг. в Аване и церковь Св. Рипсимэ (618 г.) с максимальной ясностью и лаконичностью решены задачи взаимосвязи архитектурного плана, форм и перспективы, единства архитектурной идеи. Концепция создания новых типов крестообразных центрокупольных церквей привела к появлению в VII века шедевра армянской архитектуры — Звартноца (641—652 гг.).
Во второй половине VII века появился многоалтарный тип церквей (церковь Зоравара в Егварде, 661—685 гг., церкви Иринда, Арагаца). Но еще до того времени, в V—VI вв., зодчие разработали стиль маленьких церквей с крестообразным архитектурным планом. Самые известные образцы этого стиля — аштаракский Кармравор (VI в.), св. Степанос в Коше (VII в.), малый храм Талина (VII в.), св. Степанос Лмбатаванка (VI в.), св. Саркис в Бжни (VII в.) а также церкви в Агараке (VII в.), Алмана (637 г.), Арзни (VI в.), св. Ншан в Дзагаванке (VII в.) и другие.
До сих пор сооружения, воздвигнутые в тот период (IV—VII вв.), считаются величайшими шедеврами национальной архитектуры. Культура Армении, пережившей множество нашествий, не всегда развивалась равномерно. И в этом смысле архитектура не исключение. Уже к началу VIII века на набеги на Армению вдохновились очередные пришельцы — арабы — и архитектура, в особенности храмовая, пришла в определенный упадок… Но почти четырехвековой подъем развил зодчее искусство настолько, что по сей день в Армению прибывают паломники, совершающие обстоятельные поездки по святым местам.
Метки: ААЦ, архитектура, базилика, история архитектуры, многоалратный тип церквей, святые места, строительство, храмы, центрокупольные храмы, церкви
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.