«Ануш» обыграют по-французски
Ануш вскоре сиганет вниз — тоскуя по Саро, под звуки оркестра, играющего прямо со сцены. Лирическая трагедия развернется по взмаху рук французского режиссера Сержа Аведикяна: он взялся за работу над адаптированной версией оперы Армена Тиграняна. Постановщик обещает удивить и даже — очаровать новым взглядом на бессмертное произведение. Инновации коснутся, в первую очередь, музыки, а на втором уровне принципиальных новинок окажется оркестр, которому Аведикян отвел место на подмостках, и непременное обозначение красот Лори — области, где родился Туманян.
Классик Туманян, если кто забыл, обладает исключительными правами на «Ануш» — это он сочинил поэму под мелодичным названием, которая затем легла в основу либретто оперы, написанной Тиграняном. Режиссер из Франции надеется по-новому взглянуть (все они так говорят до премьеры!) на самую исполняемую армянскую оперу. Он полагает, что новая версия «Ануш» (по сути, выразился французский маэстро, это армянский вариант истории Ромео и Джульетты, которую трепетно любят по Франции) сделает произведение доступным для европейской аудитории. Аведикян также сообщил нам, что «крайне важно, чтоб в постановке были задействованы молодые армянские исполнители». Премьеру новой «Ануш» мы ждем не раньше, чем через год, а то и два, поскольку масштаб постановки, надо полагать, поразит воображение любого, кто ее увидит…
Кстати, сегодня вечером одна из версий «Ануш» дойдет до ереванского зрителя со сцены Государственного музыкального камерного театра (Прошяна 1). Правда, на этот раз речь идет о музыке С. Ерканяна, а не Тиграняна. Постановщик — Д. Акопян, а главную тройку играют Анаит Киракосян, Варшам Геворкян и Вардан Арзуманян. Театр молод, его актеры мечут искры, страсть и непривычный для армянских театров задор. Музыка Ерканяна весьма оригинальна, а потому — если хочется полакомиться туманяновской классикой уже сегодня, не дожидаясь очередного спектакля в Национальном театре оперы и балета (к тому же он набил оскомину) и тем более постановки французского новатора (неизвестно, что она собой представляет), занимайте места в небольшом проверенном театре на Прошяна.
«Ануш» — это, пожалуй, самый востребованный армянский материал, который ставился в разные годы на разных сценах. Премьера оперы состоялась в 1912 году в Гюмри.
В день первого исполнения «Ануш» (4 августа 1912 года) зал Народного собрания города Александрополя (так назывался в ту пору Гюмри) был переполнен. Люди, не попавшие в зал, собрались на улице, у открытых настежь окон. Известный музыковед Александр Шавердян, свидетель премьеры, писал: «Армянская классическая опера родилась в рубище! Достаточно сказать, что оркестр состоял лишь из двенадцати музыкантов. Среди исполнителей — и в хоре, и среди солистов преобладала молодежь школьного возраста, певшая с искренним увлечением и старательностью, но лишенная необходимого опыта и профессионального мастерства. Неприспособленность помещения, крайняя ограниченность средств, бедность костюмов и декораций — вот в каких условиях была осуществлена первая постановка. И все же спектакль имел успех беспримерный. Публика, расходясь, уносила с собой запомнившиеся и полюбившиеся мелодии, органично слившиеся с образами туманяновских героев. Когда закончился спектакль — запели слушатели. Опера стала народной.
Поэма и опера «Ануш» с успехом экранизировались. В 1931 году его снял Иван Перестиани, а что касается музыкального фильма — в 1983 его снял А. Ованнисян, под чутким руководством которого партию Ануш спела блистательная Гоар Гаспарян. Записью непревзойденного исполнения, к слову, можно обзавестись и сегодня.
Метки: «Ануш», Гюмри, Ереван, Ерканян, кино, композиторы, Лори, народная музыка, опера, постановки, поэзия, поэты, премьеры, режиссеры, события, спектакли, театр, театры, Тигранян, Туманян
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.