Художник собственного мира
В Калифорнии, ставшей постоянным местом обитания эксцентрика Эмиля Газаза (Казаза), сегодня и завтра проходит персональная выставка художника. Скульптуру, живопись и графику модного гюмрийца, который с 1986 года не был на родине, показывают в Центральной галерее искусств Пасадены. В Армении Газаза можно посмотреть: в Музее современного искусства (постоянно) и, например, Союзе художников и галерее Академии художеств — относительно недавно там состоялась крупная экспозиция его работ.
Выставки Газаза, во всяком случае в Армении, всегда вызывают ажиотаж. Публика приходит на них с заранее обозначенным восторгом, перемешанным с чувством ожидания сенсации. Художнику было достаточно однажды заявить, что он не желает «жить в навязанном мире», чтобы все замерли в предвкушении знакомства с чем-то очень оригинальным. Но «знакомство» в данном случае работает как аллегория: Газаза знают давно и хорошо, но он каждый раз — новый.
Выдающийся Генрих Игитян однажды изрек: «Искусство Газаза переплело в себе тенденции западноевропейской и средневековой армянской культур». В результате этого микса, мы наблюдаем не первый год, и появляются экспрессивные скульптуры и полотна за подписью одного из самых известных армянских мастеров. Еще из искусствоведа Игитяна, чтобы развеять случайно возникшее предположение, что работы Газаза — это только переработка тенденций западноевропейской и средневековой армянской культур: «Эмиль Газаз принадлежит к той среде художников, которые находятся вне времени. Его качества, видения, фантазия — потрясающие».
Эмиль Газаз родился в 1953 году в Гюмри. Одним из первых неординарный талант художника заметил искусствовед Генрих Игитян, поддерживавший и пропагандировавший творчество Газаза. Тем не менее в 1980 году Газаз перебрался в Лос-Анджелес. В Америке его приняли хорошо — и с тех пор чествуют практически безостановочно: за океаном, в Европе и Азии, России. Несколько лет назад во Флоренции художнику вручили почетную премию Лоренцо Медичи и высшую награду Лоренцо Манифико в области скульптуры.
…Сложные, яркие и выразительные формы скульптур, избранных Газазом, эпатируют и настораживают неподготовленного посетителя. Но затем — в процессе привыкания и узнавания в них самой жизни — они увлекают в мир гротеска и подтекста, созданный художником. Без преувеличения: на любой выставке из всей массы экспонатов в первую очередь внимание притягивают работы Газаза. Их следует долго изучать — только так распутается клубок мыслей и настроения автора. Объекты, преображенные до неузнаваемости, вдруг предстанут в реальном виде — нужно только научиться их распознать. Попробуйте.
Метки: выставки, Газаз, графика, Гюмри, живопись, Казаз, скульптура, события, современное искусство, художники, экспозиции
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.