О великом Сарьяне
Странно, что до сих пор мы лишь вскользь упоминали художника, которого все знают как самого узнаваемого. Его яркие полотна — бальзам на сердце каждого армянина, особенно того, кто вдали от родины… Творчество Мартироса Сарьяна — тема сегодняшнего повествования.
О нем принято говорить — один из великих художников прошлого века. И его знают как непревзойденного мастера цвета. Сам художник весьма внятно определял свои приоритеты: «Цвет — это истинное чудо! В сочетании с солнечным светом он создаёт внутреннее содержание формы, выражает суть вселенского бытия».
Искусствоведы пишут, что полотна Сарьяна, написанные яркими, насыщенными красками, развивают новое эстетическое восприятие, убеждают в том, что искусство не есть банальная имитация реальности. Но аудитория, вместе с тем, ликует, узнавая фрагменты родной природы, детально выведенной великим художником. Кстати, Сарьян считал саму природу своим главным учителем и всю жизнь с любовью отражал игру ее красок и форм, меняясь и совершенствуясь на протяжении своего долгого творческого пути. В самом начале — в первой половине 1910-х годов — Мартирос Сергеевич мастерски соединял в своих работах живописные традиции Востока с тем, что было основой европейского искусства того времени. В 20-30 годы художника одинаково сильно привлекали пейзаж, портрет и натюрморт. Значительно позже, в середине века, Сарьян расцвел как великий пейзажист Армении, и его работы приобрели особенный размах и величие. Любопытно, что каждый новый этап творчества художник зафиксировал в автопортретах. На них он выступает юношей, мечтателем с маской и, наконец, человеком с поднятой для удара кистью. Но обобщающим финалом стал написанный в 40-е годы большой автопортрет «Три возраста».
…Мартирос Сергеевич родился близ Ростова-на-Дону в городе Новый Нахичеван (сейчас это часть Ростова) в патриархальной армянской семье. Род Сарьянов, переселившийся, как и многие армянские беженцы, из Ани в Крым, а затем, во времена Екатерины II, из Крыма на берег Дона, продолжала многодетная семья Саркиса (Сергея) Сарьяна. В 1895 году будущий художник закончил городское училище в Нахичеване, а двумя годами позже поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1901 году двадцатилетний студент Сарьян впервые поехал на историческую родину. «Я обрел здесь мир своего детства и воочию увидел все то, о чем грезил ребенком» — говорил Сарьян. В 1915—1920 годах живописец целиком посвятил себя патриотической деятельности. Он прибыл в Эчмиадзин, чтобы оказывать помощь беженцам из Западной Армении. В 1916 году поехал в Тифлис, женился на Лусик Агаян, дочери видного армянского писателя Г. Агаяна. В это же время участвовал в организации Общества армянских художников, был одним из инициаторов «Союза армянских художников», а в 1916 году оформил знаменитую «Антологию армянской поэзии» Брюсова. В 1917 году Сарьян навсегда приехал на родину. После 1923 года художник создал выдающиеся полотна: «Горы», «Армения», «Мой дворик», «Арагац», «Ереван». В эти же годы он создает герб Советской Армении и занавес первого государственного театра. Родина с тех пор стала единственной темой творчества…
Метки: живопись, изобразительное искусство, Сарьян, художники
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.