Опера от основоположника
Если пройти от памятника Хачатуряну к проспекту Маштоца в Ереване, то по левую сторону откроется потрясающая галерея имён, часто встречающихся в Армении: Спартак, Ануш, Гаяне, Аршак… Но примечательнее то, что наряду с ними вырисовывается и, например, Жизель. Совершенно верно: это названия опер, которые составляют основной репертуар главного театра страны. Сегодня речь зайдет о спектакле, о котором пишут и говорят крайне мало. А ведь это первая армянская опера.
Опера называется «Аршак Второй», премьера относительно новой версии состоялась в Ереване весной 2007 года. Ожидалось, что произведение Чухаджяна (он написал его в 1868 году), которое, согласно отзывам историков музыки, отражает национально-освободительные устремления передовой армянской общественности, протест против турецкого гнета, но повествует о других врагах, и действие происходит в 4 веке, задолго до появления определения «турок», станет проявлением лучших традиций армянской музыкальной культуры. Но армянских интонаций в музыке почти нет, зато поражает обилие маршевых рисунков, скачкообразных мелодий в европейском героико-романтическом жанре на фоне вполне западной же гармонии — армянская черта уходила, едва прозвучав… «Аршак Второй» при этом слегка напоминает Верди и русскую оперу.
При наличии развернутых массовых сцен в либретто, спектакль весьма статичный и камерный — минимум декораций, мизансцен. Но даже в такой аскетичной постановке обнаружилась удивительно органичная и красивая сцена в предпоследней картине: храм, пьянящий запах ладана, прекрасный хор. Потрясающее впечатление! Все прочие достоинства армянской национальной оперы следует искать в «Ануш», что и делают, вероятно, ценители оной, не забывая, однако, о том, что Чухаджян был и остается весьма крупной фигурой в истории армянской музыки.
Тигран Чухаджян (Տիգրան Չուխաճյան) — армянский композитор, дирижёр, пианист, музыкально-общественный деятель, основатель армянского оперного искусства, один из основателей армянской национальной профессиональной музыкальной школы.
Профессиональное музыкальное обучение будущий композитор, родившийся в Константинополе, начал под руководством итальянского пианиста Ч. Мандзони. По совету педагога он отправился в Италию, где продолжил учебу. Так Чухаджян стал одним из первых армянских композиторов, получивших высшее музыкальное образование в Европе. В 1872 году Чухаджян взял на себя миссию по основанию армянского музыкального театра и организовал «Театр oттоманской oперы», с 1877 года возглавлял музыкально-театральную труппу. В 1891—1892 годах композитор побывал в Париже, где ставились его оперетты, в ответ на что французская пресса называла его «восточным Оффенбахом». В 1896 году Чухаджян вместе с семьей переехал в Измир, где вскоре скончался.
Композитор оставил значительное творческое наследие: несколько опер и оперетт, камерные и симфонические сочинения, фортепианные пьесы, музыку к драматическим спектаклям, песни и романсы.
Метки: «Аршак Второй», композиторы, музыканты, опера, постановки, премьеры, события, спектакли, театр, Чухаджян
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.