«Наша Армения» Айвазовского
Мало кто знает, что Айвазовский — это не только море и все его настроения маслом, но также отражение некоторых важных страниц истории Армении, ее символов и культуры. Библейскую гору Арарат великий маринист писал не менее десяти раз. «Сошествие Ноя с Арарата» он впервые выставил в Париже, и когда тамошние соотечественники спросили, нет ли у него армянских видов, подвел их к картине и сказал: «Вот наша Армения».
С «нашей Арменией» Айвазовский связан от природы. Ованнес (Иван) Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Рипсимэ. 17 июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что родился «Ованнес, сын Геворга Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из Западной Армении в XVIII веке. Известно, что его семья владела крупной земельной собственностью в районе Львова; однако никаких документов, проливающих свет на детали происхождения Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Айвазовский» (Айвазян). Сам художник в своей автобиографии говорит об отце, что тот из-за ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества, где занялся торговлей; а оттуда перебрался в Крым.
Иван Константинович (до сих пор неясно, почему он сменил настоящее отчество) учился в петербургской Академии художеств у Воробьева. Работал в Крыму, Италии, бывал во Франции, Англии и других странах. С 1845 работал преимущественно в родном городе. Художник испытал особое влияние французских классических маринистов, но со временем представил собственную манеру письма — без резких контрастов классицистической композиции, но с чувством подлинной живописной свободы, от которой дух захватывает. Одного «Девятого вала» достаточно, чтоб почувствовать великую мощь морской стихии, безбрежного водного пространства… Но вернемся к армянской теме.
Во-первых, воплощенные образы религиозной, библейской или евангельской, иконографии, равно как и античной мифологии, хоть и нельзя причислить к его лучшим достижениям, но нельзя и игнорировать. Картина «Всемирный потоп» (1864, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) переписывалась дважды. «Сошествие Ноя с Арарата» художник сначала выставил в Париже, впоследствии подарил полотно новонахичеванской школе. Во время гражданской войны школу превратили в казарму, которую попеременно занимали то белые, то красные. Картиной прикрыли пролом в двери. Однажды картину похитили — похитителем был Мартирос Сарьян. В 1921 году в числе собранных им армянских картин он привез «Сошествие Ноя с Арарата» в Ереван.
Отметим другую армянскую работу Айвазовского — «Крещение армянского народа». В свое время картина украшала одну из феодосийских армянских церквей и пробуждала в прихожанах патриотические чувства. Сюжетом для картины послужил переломный момент в истории армянского народа. В 301 году, с подачи Григория Просветителя (его образ — центральный на полотне), христианство было принято Арменией как государственная религия. Перу Айвазовского принадлежит также картина «Посещение Дж. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции» (1880, Национальная картинная галерея Армении, Ереван) и «Клятва перед Аварайской битвой (полководец Вардан Мамиконян)». Нельзя не упомянуть и «Портрет жены художника Анны Бурназян», написанный в 1882 году.
…Сын Армянской Апостольской Церкви похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия). На мраморном надгробии Айвазовского на грабаре (древнеармянском) написаны слова историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
Метки: ААЦ, Айвазовский, живопись, изобразительное искусство, музеи, российские армяне, художники, церкви
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.