Центр свободного реализма
Армянское искусство, несмотря на кажущуюся консервативность, весьма и весьма динамично и прогрессивно. Тот факт, что почти 40 лет назад в Ереване открылся первый во всём СССР полноценный музей современного искусства, убеждает скептиков в правомерности вышеозначенного. Мало где можно обнаружить крупный музей, в котором органично уживаются шестидесятники, ставшие классиками, и более поздние художники, создавшие причудливые композиции, конкурирующие с экспонатами лондонского Tate Modern. Преимущество ереванского центра в том, что под современными инсталляциями — эдаким концептуализмом, от которого изрядно подустала публика, воспитанная на подлинниках, — скрываются национальная школа и сильные традиции. Некоторые подробности — в интервью Наиры Геворкян со старшим научным сотрудником, зав. экскурсионным отделом Музея современного искусства (Ереван, Маштоца 7) Зарой Айрумян.
Больше всего меня интересует феноменальное появление музея в 1972 году. Как это произошло? Как вообще это могло случиться в одной из советских республик, в дремучие и железные доперестроечные времена?!
Это случилось благодаря стараниям выдающегося деятеля — Генриха Игитяна. Он был вдохновителем, организатором и бессменным директором музея. Генрих Суренович обладал тем авторитетом, с которым считались. Да, музей открылся во времена СССР. Да, в те годы модерн был в принципе запрещен, потому что никак не укладывался в рамки обязательного соцреализма и выглядел весьма буржуазно. Но к чести армянских художников, их нельзя было загнать в рамки. Мы гордимся тем, что поколение 60-х создавало свободную, нормальную живопись, а не соцреалистическую. А идею создать музей, в котором экспонируется современное искусство, пришла в голову Игитяну. Он начал отбор наиболее ценных, по его мнению, работ художников. Отбор был, надо сказать, очень строгий, поэтому многие на Игитяна обижались. Но знаете, он ведь до конца своих дней отбирал картины сам, полагаясь на свой художественный опыт и вкус.
По каким критериям происходил отбор?
Игитян был профессиональный искусствовед, он от природы очень хорошо чувствовал искусство. Личный вкус, некая субъективность, разумеется, имели место, но поверьте — то, что отобрал Игитян, в итоге прославилось на весь мир.
Давайте вернемся к появлению музея на свет. Ведь были какие-то препятствия к тому?
А как же! В те годы ни в Москве, ни в Ленинграде не было музеев современного искусства. Соцреализм, который был самым «правильным» направлением, предполагал наличие положительного героя (примера для трудящихся), а в современном искусстве такого героя нет. Кроме того, искусство, как известно, должно принадлежать народу. Как вы думаете, советский народ понял бы абстрактную живопись? Нет. Значит, такая живопись не для народа. В России устраивались подпольные авангардные выставки (на квартирах или в зданиях «под снос»). Если власти узнавали о таких экспозициях — сносили бульдозерами. Поэтому в артистической среде было принято называть такие выставки бульдозерными. Про ереванский музей русские говорили — бульдозерный. Это уже потом стали открывать залы современного искусства в музеях, а потом уже появились отдельные музеи современного искусства. Но в Армении всё было немного иначе, помягче, что ли. Мы же были дальше от союзного центра — и нас будто не замечали. Кроме того, тогдашний мэр Еревана Григор Асратян и секретарь ЦК Карен Демирчян симпатизировали Игитяну, вот и помогли ему открыть музей. Еще такой момент. Художники, которые выставляются в музее, — Минас, Ашот Ованнисян, Вруйр Галстян, Валентин Подпомогов и другие, являются шестидесятниками, а они не были диссидентами в прямом смысле, они лишь несли современное искусство так, как понимали, обходя рамки соцреализма. Так появился первый на территории СССР музей современного искусства. Первый — и единственный на протяжении 20 лет.
Раскройте содержание музея. Многие, услышав «Музей современного искусства», думают о собрании «измов».
У нас выставлены в основном шестидесятники и восьмидесятники. Первые — это, по сути, представители свободного реалистического искусства. Но речь идет о реализме очень самобытном, выполненном с большим вкусом. Что касается «измов», то… все эти течения пришли к нам почти на век позже, чем в Европу, примерно в 80-е, наложились на нашу национальную почву, в результате получились работы синтетического характера. Большинство армянских художников училось живописи в Армении, получило азы национальной школы, впитало традиции. Поэтому в армянском искусстве нет, например, сюрреализма или абстракционизма в чистом виде. Вот минимализм — да, он более плотно у нас представлен. Но всё равно армянские цвета, армянский подход — основательный и практичный, особенное мировоззрение никуда не деть. Во всём мире сейчас царит концептуализм, а у нас в ходу всё еще крепкий реализм в широком смысле слова.
Публика вас ценит?
Сложно сказать. К нам часто приходят дипломаты, сотрудники международных организаций. Говорят — ваш музей соответствует уровню лучших европейских музеев. Из местных к нам больше захаживают студенты. Народ не информирован, не приобщен к искусству, увы. В Национальную галерею еще ходят. К нам — меньше. А иностранцы нас любят. Часто приезжают коллекционеры, смотрят — что нового среди армянских работ. У нас каждый год бывает одна норвежская бабушка. Она обожает Армению, Ереван, и в каждый свой приезд непременно заглядывает в наш музей и что-то покупает! А есть местный педагог, который прямо говорит: «Я считаю, что ваш музей следует закрыть. Современному поколению в принципе не нужны музеи».
Какой бред. А что делать тысячам армянских художников?
Многие обращаются к галерейщикам. На Западе, например, хорошо покупают армянский примитивизм, сейчас это модно. Но в той части света, где сегодня в почете концептуализм, такое не рисуют, вот и растет цена армянских живописцев.
Существует ли активная художественная жизнь за пределами Еревана?
А как же! Гюмрийцы и эчмиадзинцы весьма активны. В Гюмри проходит международное биеннале, куда приезжают очень одаренные и именитые художники. Ленинаканская школа, к слову, в 60-е сильно выделялась — цветом, например, темпераментом. Самые сильные художники родом из Ширака — тот же Минас… В Ванадзоре жизнь кипит. Филиал нашего музея есть в Капане. Игитян хотел открыть такой же в Шуши, но не успел, к сожалению.
Метки: выставки, женщины, Игитян, изобразительное искусство, интервью, модерн-арт, музеи, Музей современного искусства, современная живопись, художники
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.