Об отце армянского театра
Невнятная погода или осенний зуд по театру, вызванный, в частности, Международным шекспировским фестивалем (8-20 сентября, Ереван), но нашего зрителя от подмостков не оттащить. «Шейлок» от Калягина, оригинальная постановка от дочери Брука… всеобщее возбуждение от коктейля участников, прибивших из-за границы, словом. А о об отце армянского театра кто вспомнит?! Ведь повод-то какой!
Строго говоря, речь об отце современного армянского театра, ведь наши лицедеи ровесники греческим, потому армянский театр считается одним из древнейших в мире театром европейского типа. Трагедийный театр возник еще в эпоху рабовладения (I тысячелетие до н. э.) из культа предков, при котором воспевали подвиги героев, проводили обряды, посвященные умирающему и воскресающему богу Ару. Древнеармянский комедийный театр также был вдохновлен культом Ара, но здесь сюжет развивался вокруг празднования прихода весны, вакханалий в честь богини плодородия Анаит. Плутарх писал, что в 69 до н. э. армянский царь Тигран II Великий построил в южной столице Армении Тигранакерте здание по типу амфитеатров эллинистической Сирии, в котором давались представления. Лицедеи радовались недолго: в 301 году, после принятия христианства, театр в Армении запретили. В средние века у нас давали отдельные представления в специальных помещениях (по типу античных амфитеатров). А вот дальше был период застоя: в конце XIV века Армения потеряла свою независимость — и вплоть до XVIII века театр постепенно отмирал.
Но в XIX веке на свет появился Габриэл Сундукян, который не только возродил армянский театр, но создал новое направление, и потому сегодня считается отцом нового (не древнего) армянского театра. Габриэл Сундукян (1825—1912) — крупнейший армянский драматург. Если взглянуть на его вклад перспективнее, то он фактически основал армянский реалистический театр, стал одним из зачинателей критического реализма в армянской литературе. Иными словами, Сундукян — деятель, сделавший для нас столько, сколько Шекспир — для всего мира.
Надо отметить, что он был человек с блестящей биографией! Родился в Тифлисе в богатой купеческой семье. Учился в Петербургском университете и получил степень кандидата восточных языков. Всю жизнь состоял на государственной службе, дослужившись до генеральского чина. Параллельно с этим — писал и реформировал армянский театр. Сундукян решил, что армянский театр должна возродить и развивать принципиально новая драматургия. В 1863 он выступил с одноактной комедией «Чихнуть на ночь — к добру». Через три года свет увидела комедия «Скандал», впоследствии переработанная автором в большую пьесу, а затем «Оскан Петрович на том свете» и «Еще одна жертва».
В 1870 Сундукян опубликовал свой главный шедевр — комедию (так считал сам автор), но по сути социальную драму «Пэпо». Непревзойденный мастер художественного слова, тонкий психолог написал блестящий, легкий сценический диалог. Пьеса практически растаскана на цитаты. Темы для пьес Сундукян черпал в основном в хорошо знакомой ему и тщательно изученной им жизни тифлисского армянского купечества, и писал он исключительно на родном тифлисском диалекте армянского. Драматургия Сундукяна, в особенности «Пэпо», стала основой, на которой развивалась целая плеяда армянских актеров: Г. Чмшкян, М. Амрикян, Г. Тер-Давтян, Вардуи, М. Аваляна, П. Адамян, а впоследствии О. Гулазян, Асмик, А. Аветисян, Г. Габриелян и многие другие. После «Пэпо» Сундукян написал множество пьес, например: «Разрушенный очаг», «Супруги», «Любовь и свобода». Сегодня Сундукян — символ армянского театра. Главная драматическая сцена Еревана, разумеется, носит имя мастера.
Метки: «Пэпо», актеры, грузинские армяне, драматурги, древнеармянский театр, история театра, Сундукян, театр, театры
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.