Дочки-матери: на сцене и в жизни
Полвека назад голосом Армении было лирико-колоратурное сопрано утонченной Офелии Амбарцумян. Ее никто не сменил – королеву народной песни невозможно превзойти. Но у Офелии есть наследница – в жизни и на сцене. Ее дочь звучит пронзительно и энергично. За ней прочным шлейфом закрепилось «Элла из Еревана». Она практически так же популярна, как Офелия Амбарцумян. Дочь, разумеется, зовут Татевик Оганесян.
Мама
«Песня – моя жизнь, и это большая ответственность. Песня должна исходить из глубин души, быть непорочной, чистой и прозрачной, подобно родниковой воде. Народ мудр и никогда не примет пусть даже и профессиональное, но лишенное чувства исполнение. И надо петь именно так, как поет народ», – говорит великая Офелия и своим струящимся хрустальным голосом доносит до народа его же песни. Она профессионал высочайшего класса, музыкант с безупречным вкусом, подлинным чувством народной песни, обладательница красивейшего тембра и ума, который позволяет ей на протяжении всей своей карьеры работать правильно. Амбарцумян возвела народную песню до уровня важнейшего филармонического жанра, она вернула забытые мелодии новым поколения, открыла для целой страны богатейшую историю гусанской и ашугской песни. Сейчас она сетует: «Я постоянно слышу искаженные исполнения народных песен. Народную песню нельзя доверять дилетантам и выводить их на сцену. Сколько раз я говорила, что нельзя под мелодию народной песни выполнять движения латиноамериканских танцев, не имеющих ничего общего с нашей национальной культурой…». Нам остается слушать записи Офелии, затаив дыхание. Второго такого чуда нет.
Дочка
«Самый лучший новый голос в джазе», – говорил Джордж Авакян. «У нее прекрасный голос широкого диапазона, ее исполнение захватывает страстью и великолепным чувством свинга», – признавался Алексей Баташев. И наконец, «Элла из Еревана». Так о ней отзываются. Не вторая Элла, не новая Элла, а именно из Еревана. Всё дело в том, что Татевик поет джаз по-армянски. В ее манере исполнения остро чувствуется колорит армянской народной музыки, ее преданность армянскому фолку. Появившись впервые на большой сцене в 70-е в составе Государственного оркестра Армении под управлением Константина Орбеляна, Татевик Оганесян сразу же прославилась. Целое десятилетие критики считали ее лучшей джазовой певицей Советского Союза. Татевик с самого начала была сильно востребована: работала с ансамблем Игоря Бриля, с эстонским трио Тийта Паулуса, рижским биг-бэндом Гунара Розенберга, ее голос непрестанно звучал в эфире. А потом наступили 80-е, и Татевик перебралась в Нью-Йорк. В Америке, Европе и Австралии она дала десятки сольных концертов, приняла участие в престижных фестивалях. На ее счету выступления «Карнеги-холл» и «Линкольн-центр». Вместе с американским джазовым пианистом Арменом Донеляном Татевик создала программу… армянских народных песен в джазовой обработке и записала их как альбом Listen To My Heart. …Она бывает в Еревана почти каждый год. Главное – заблаговременно узнать об этом и выхватить билет в кассе.
Метки: вокал, джаз, женщины, народная музыка, Офелия Амбарцумян, певцы, Татевик Оганесян
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.