Это ужасное слово — «рабиз»
В меру гламурные и образованные, с вышколенным художественным вкусом и явным потребительским опытом, бросая беглый взгляд на переливающийся товар made in Turkey or Somewhere Like That, резюмируют коротко: «Рабиз!». Этим сочным словом принято обозначать всё, что не вписывается в рамки подлинного качества, вкуса и прогрессивности. И мало кто знает, что «рабиз» в чистом виде – это не что иное как название советской организации «Работники искусства», в которой во все времена числились не слишком академические музыканты. Сегодня рабиз – это весьма расплывчатое понятие, характеризующее целую субкультуру сомнительного толка и уровня. Одним из главных проявлений рабиза является музыка в одноименном стиле.
Лет 30 назад этим словом обозначали застольные, траурные и блатные песни в исполнении самодеятельных и полупрофессиональных музыкантов. В 1990-е рабиз развился и распространился настолько, что одновременно с ним в Армении стал формироваться и соответствующий образ, стиль поведения. Быть представителем рабиза – значит, выглядеть броско и безвкусно (синтетическая одежда насыщенных цветов, остроносые туфли вкупе с обилием золота на шее и запястьях), пользоваться уличным лексиконом. Однако вернемся к музыке. Чтобы сразу представить ее, назовем главных «рабизных» исполнителей: Арам Асатрян, Алик Гюнашян, Татул Авоян, Спитакци Айко, Карен Арутюнян, Узбек, Бока, Дзах Арут, Пол Багдадлян, Мануэл Мененгечян и др. Среди наиболее известных «рабизных» песен: «Ара, вай, вай», «50 лет», «Балес» и др.
Для песен в стиле рабиз характерны незамысловатые слова, призванные разорвать мозг слушателям своей агрессивной эмоциональностью (тема в основном – любовь поющего к фантастически прекрасной девушке). Слова эти (в том числе не вполне армянского происхождения) иногда складываются в тексты неправильным образом: со стилистическими и грамматическими ошибками. Что до музыки, то она тоже весьма отдаленно напоминает армянскую народную, поскольку в ее основе лежат мотивы и манера родом из тифлисских и бакинских ресторанов и духанов. В рабизных песнях синтезируются турецкие, азербайджанские, индийские, арабские ритмы, приправленные жаргонными армянскими словами, и красной нитью через всё произведение протянуты истошные мелизмы – подражание мусульманским мугамам. Аранжировка в стиле рабиз, как правило, весьма специфична и примитивна – ее можно узнать по повторяющимся интонациям и одним и тем же «уловкам». Инструментальное сопровождение рабизных песен включает в себя кларнет, аккордеон и дхол, но чаще всего их звучание воспроизводит синтезатор.
Внимая рабизу, большинство не слишком сведущих слушателей полагает, что это и есть армянская народная музыка, что, разумеется, в корне неверно. Тем не менее рабиз – эдакий «намек» на национальную культуру – крайне популярен в диаспоре. Тем, кто ностальгируют по Армении, будучи оторванными от ее культуры, кажется, что «джан балес», «чард танем» и прочие выражения, звучащие под странные завывания тюркского происхождения, и есть крупица родины. В самой Армении дела обстоят ничуть не лучше. Выйдя из среды рабочего и полублатного класса, навязчивый рабиз завоевал место на музыкальных площадках страны. Рабизные музыканты захватили телевизионный эфир, концертные залы, не говоря о том, что ни одна «приличная» свадьба не обойдется без группы музыкантов соответствующего формата. Рабиз успешно продается, заменяя собой армянскую народную музыку. Как выразился один обеспокоенный этим фактом армянин, Комитас и Саят-Нова сегодня лишь проспекты, названные в честь неизвестных музыкантов. Им на смену пришел рабиз, потому одна часть общества любит его, а вторая, ошибаясь и обобщая, молвит ужасное: «Терпеть не могу армянскую народную музыку!». Так и получается, что подлинную армянскую музыку с одной стороны заслоняет рабиз, с другой – те, кто ненавидит опостылевший рабиз и его примитивных представителей, потому и думает, что рабиз и народная музыка – одно и то же. Что будем делать, господа хорошие? Как будем спасать Комитаса?
Метки: инструменты, музыканты, народная музыка, рабиз
Против рабиза можно бороться лишь одним способом- развивать настоящую армянскую музыку. Ходить на нужные мероприятия, покупать билеты на нужные концерты, скачивать в интернете, покупать CD, читать такие статьи как ваша и т.д.
А рабиз просто игнорировать.
КОМИТАС спасёт нас, как спасает уже почти 140 лет.
Надо начать с детских садов и начать с КОМИТАСА!
Рабиз как явление
..между тем, рабиз — это, простите за кощунство, своеобразный культурный пласт, который имеет свои корни, предпосылки. Культура переходного периода, случившегося, к тому же, довольно резко. Другой вопрос, что переходный период этот как-то затянулся, как в Армении, так и в России. Хотя в России мы немного быстрее движимся, что понятно — социальные проблемы были и есть разные.
Есть от этого (оттого, что он неотъемлемая часть, опять пардон, развития армянского общества) что-то трогательное и нежное, что-то детское и непосредственное. Что-то до боли лакмусовое. Ведь, что как ни рабиз помогает выявить засоренные места?
Всегда любопытно покрутить, поизучать, порассматривать любое явление, даже самое несимпатичное. Правда, Арташа Асатряна, как ни крути, все одно — жопа. Простите, это личное — не хрена было марать образ «рус ахчи» и таскать ей с собой по «Майамам»…
Кстати, удивилась, обнаружив в перечне рабизных исполнителей Дзах Арута. Пожалуй, не соглашусь. Возможно, он исполняет не «чистую» музыку, но ставить его в один ряд с Бокой не стала бы — Дзах Арутовская синтетика хотя бы моноязычная))))