О колыбели армянского права
…Подвижная бабушка без умолку пробует акустику изящного монастырского комплекса, сооруженного на высоких холмах Тавуша. От нее не скрыться – любой пришелец, будь то наивный турист или опытный паломник, попадает в поле ее зрения. Бабушка рассказывает прибывшим тайну Мхитара Гоша и его обители, ловко кладет гонорар в карман и, благословляя, отправляет загипнотизированных слушателей восвояси. У бабушки настроение меняется часто, даже слишком часто, и вместе с ним – образ вардапета Мхитара. Бабушка клялась и божилась, что в свое время в преданиях о Мхитаре его причисляли к святым. Согласно одной из легенд, однажды Мхитар увидел во сне Бога, который сказал ему: «Слушай меня внимательно, Мхитар! Тебя ждут семь плодородных лет подряд, и ты запасись хлебом, потому что следующие семь лет тебя ждет засуха». Мхитар построил на средства монастыря большие амбары и наполнил их зерном. Началась засуха, голод… Мхитар велел изготовить гуш (это круглая деревянная миска) – начал этим гушем отпускать народу зерно. Так его стали называть Мхитар Гуш (или Гош).
…Современные историки отзываются о нем так: «Мхитар Гош – один из крупнейших представителей средневековой армянской культуры, великий мыслитель-ученый, законодатель, писатель, педагог, общественный деятель, который жил общественными и политическими интересами своего времени, откликаясь на них как пером, так и своей деятельностью. Автор более десяти крупных трудов, среди которых большую ценность представляют «Басни» (изд. 1790) и первый армянский судебник».
…Киракос Гандзакеци (историк, 13 в.) писал: «…Вардапет Мхитар поселился в монастыре, называемом Гетик, в Кайенском гаваре, на большой реке, называемой Агстев, на правом ее берегу. Настоятелем монастыря был его ученик Саркаваг; он с большой радостью принял Мхитара и сам прислуживал ему. Мхитар надолго обосновался там… Затем было сильное землетрясение, от которого развалились и разрушились высоченные строения во многих местах, в том числе очень сильно пострадала и церковь Гетика, так что не было возможности восстановить ее. Тогда обитатели ее в смятении хотели было разойтись кто куда и не только из-за того, что церковь разрушилась, но и из-за притеснений окружающих (ибо кто-то из князей, по имени Саргис, перенес сюда с прежнего места свое селение и возвел близ того монастыря новое селение, и с тех пор происходили между ними крупные ссоры, и они постоянно обвиняли друг друга). …Дивный вардапет вместе с членами братии принялся за строительство монастыря Нор Гетик [Новый Гетик; после смерти Мхитара Гоша его стали называть Гошаванк – монастырь Гоша] и церкви в ущелье Тандзута. Отстроили красивую деревянную церковь и, освятив, нарекли ее именем святого Григора Лусаворича (Григория Просветителя)…».
Легендарная обитель Мхитара Гоша – Гошаванк – признанный шедевр армянской архитектуры. Монастырский комплекс, расположенный в селе Гош области Тавуш (18 км от Дилижана), включает церковь Аствацацин (Богородицы) (1191–1196) с притвором. К югу от церкви Богородицы и притвора расположены церковь Григория Просветителя (1208–1241), напоминающая купольный зал, маленькая церковь Лусаворич (1237–1241), спроектированная как сводчатый зал; двухэтажное здание с книгохранилищем в первом этаже (до 1231) и храмом, увенчанным звонницей-ротондой, – на втором (1241–1291). Основные сооружения монастыря были возведены зодчим Мхитаром, но в источниках упоминаются также Григор и Закиос. Здания Гошаванка отличаются лаконичностью и сдержанностью. Такой минимализм был продиктован известным принципом: в доме Божьем надо думать о душе, а не смотреть по сторонам. Но многие находят на территории комплекса то, что восхищает своей дивной красотой: хачкары.
Метки: ААЦ, Гошаванк, легенды, монастыри, монастырские комплексы, Мхитар Гош, Тавуш, хачкары, церкви
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.