Нораванк

Церковь Святой Богородицы

Церковь Святой Богородицы

Высоко в горах, будто с неба спустившись, нежно-бежевым светом отливает дивный Нораванк. Он настолько органичен, что кажется, у него природное, а не рукотворное происхождение…

На уступе извилистого глубокого ущелья притока реки Арпа, что неподалеку от селения Амагу в области Вайоц Дзор (в 122 километрах от Еревана), раскинулся монастырский комплекс 12-14 вв.

В 1205 году епископ Ованнес, настоятель монастыря в Ваганаванке, основал новый монастырь (так переводится Нораванк с армянского). На рубеже 13-14 веков здесь трудились архитектор Сиранес и выдающийся скульптор и миниатюрист Момик. Оба творца создали шедевр мировой архитектуры, который охраняет не только армянское государство, но и ЮНЕСКО. Толпы туристов добираются до места, чтобы воочию лицезреть Нораванк, мерцающий на фоне огненных скал, прикоснуться к бархату церквей Пресвятой Богоматери, Святого Карапета, часовни Святого Григора и хачкаров.

Вид с территории комплекса на Вайоц Дзор

Вид с территории комплекса на Вайоц Дзор

Главное сооружение Нораванк – церковь Богоматери или Буртелашен (строительные работы финансировал князь Буртел Орбелян) расположена под углом к церкви Св. Карапета и ее притвору (гавиту), в юго-восточной части комплекса. Храм считается последним детищем Момика, усыпальница которого находится возле Буртелашена. Оригинальная трехъярусная композиция здания выстроена по принципу увеличивающейся высоты ярусов и сочетает утяжеленное основание с разделенной серединой и полуоткрытым верхним ярусом. Декоративное убранство церкви выполнено сдержаннее в нижней части здания и наряднее – наверху. Колонны, небольшие арки, карнизные перевязи в форме крестов различных очертаний, медальоны, наличники окон и дверей – то, что украшает храм.

Церковь Святого Карапета – крестово-купольное строение с двухэтажными ризницами в четырех углах. Сооружение было воздвигнуто в 1216–1227 годах по указу князя Липарита Орбеляна севернее развалин древнего храма, носящего то же название и разрушенного землетрясением. Купол церкви был разрушен во время землетрясения 1240 года, а затем восстановлен архитектором Сиранесом в 1261 году. Сравнительно недавно, в 1931 году, купол был поврежден еще одним землетрясением. В 1949 году крыша и стены были отремонтированы, а в 1998 году полностью отреставрированы на средства канадских меценатов армянского происхождения. К западной стороне церкви в 1261 году был пристроен эффектный притвор, украшенный великолепными хачкарами и несколькими исписанными надгробными плитами в полу. Еще одним артефактом, обращающим на себя внимание, является знаменитый резной орнамент над внешней перемычкой входной двери. По всей вероятности, первоначально перекрытие зала опиралось на четыре колонны, которые затем были разрушены землетрясением 1321 года. После землетрясения была сооружена новая крыша – в форме огромного каменного шатра с горизонтальными перегородками наподобие деревянных кровель сельского типа хазарашен (это весьма нетипично для памятников армянской архитектуры того периода).

Боковая часовня Святого Григория была пристроена к северной стене церкви Святого Карапета в 1275 году.

В комплексе сохранились хачкары. Один из самых интересных – хачкар 1308 года работы Момика. Как и в хачкаре Нор-Гетика работы Павгоса, вся поверхность его покрыта мелкой резьбой.

Метки: , , , , , ,

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (8 оценок, в среднем: 4,75 из 5)
Загрузка ... Загрузка ...
Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.