Горькая участь Горки
В лондонской галерее Tate Modern особняком, но ярким, почти агрессивным пятном висит единственная здесь картина армянина Аршила Горки. Жадные до абстрактных композиций посетители, привыкшие, в общем, к самым неожиданным мазкам, зачарованно всматриваются в «Водопад» Горки. На полотне – застывшие фигуры в кайме, обилие резкого желтого. Горечь или злость, а может, что-то другое, но в любом случае в зале почти слышны те самые вибрации души художника. Оно и понятно: Аршил Горки (Arshile Gorky) прожил короткую, полную грусти жизнь.
Востаник Адоян (настоящее имя художника) родился в 1904 году в провинции Ван. Сестра художника вспоминает: «Турки окружили Ван 1 ноября 1914 года и сразу начали бомбить. В первые же дни разбомбили двор перед нашим домом, и мы переехали в долину Вараг… Казалось, сама смерть идет за нами. Иногда, когда не бомбили, ходили в наш сад за фруктами.
Аршил помогал ополченцам. Все мужчины воевали. Горки все время носил им ружья, патроны, одежду и продукты. Только вечером возвращался домой. 15 июня 1915 года взяли еды на несколько дней и денег немного. Все имущество зарыли под домом, думали, что скоро вернемся, но… Некоторые из ванцев пошли в Персию, оттуда в Багдад, а мы отправились в Ереван…».
На родину маленький Востаник уже не вернулся. Из Еревана семья отправилась в Тифлис, а затем в Батум (1919). В 1920 семья эмигрировала в США. Молодой художник посещал Художественную школу штата Род-Айленд в Провиденсе; затем (1926–1931) преподавал в Нью-Йорке, в Художественной школе и Центральном художественном училище. В своем артистическом псевдониме соединил имя Аршил (армянский вариант Ахилл) с фамилией Горки (в честь М. Горького).
Горки начинал с традиционно-фигуративного рода (Автопортрет с матерью, 1926, Музей современного искусства, Нью-Йорк); долго искал свою манеру, увлекаясь попеременно то П. Сезанном, то П. Пикассо и В. Кандинским. Большое влияние на него оказала встреча с Р. Матта (1939). Вскоре, развив смесь накопленных впечатлений и техники до уровня самостоятельного почерка, стал одним из самых значительных мастеров абстрактного экспрессионизма, одним из ярчайших американских художников.
Горки отрицал искусственную живописность и идеализацию жизни. Он предпочитал рисовать правдиво. К числу лучших его работ, считают искусствоведы, относятся «Художник и его воображаемая жена», «Натюрморт», «Автопортрет», «Пейзаж», портреты сестер Вартуш, Сатеник, Агапи и многие другие, созданные в двадцатые-тридцатые годы в реалистической манере. Эти полотна нашли свое постоянное место на стендах крупнейших галерей мира.
Полотно Аршила Горки «Автопортрет с матерью» (1926) отличается изысканным очарованием. Это, пожалуй, самая армянская работа художника. Горки привез с собой и пронёс через всю жизнь историю своего израненного народа, которую художнику напоминала его мать. Сестра Аршила Вартуш вспоминает: «Мама была богиней для Горки. Она всегда читала нам стихи, учила любить природу, Ван, Армению. Горки рисовал маму, вкладывая душу в ее портреты…».
В 1946 году масса картин Горки погибла во время пожара в студии. К этому прибавились и другие несчастья, в том числе автокатастрофа (1948), искалечившая правую руку художника. Все это отразилось на душевном состоянии Горки. Он скончался в Коннектикуте летом 1948 года.
Спустя много лет другой американский классик – Курт Воннегут – рассказал историю Горки в своей книге «Синяя борода» (Горки является прототипом пережившего геноцид Рабо Карабекяна). О Горки напоминают также фильм Атома Эгояна «Арарат» и пьеса Чарли Мии «Отель Кассиопея».
Метки: Адоян, ванские армяне, геноцид, Горки, живопись, изобразительное искусство, современное искусство, художники
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.