Инструмент — душа народа
Армению можно не только увидеть. Она часто бывает слышна — когда звучит дудук. Бархатному тембру и ускользающим интонациям абрикосового дерева внимает весь мир. Дудук обладает уникальной способностью быть уместным везде: на концертах в филармонии, на похоронах и свадьбах, в большом голливудском кино, российских поп-проектах и на международных джазовых джем-сейшнах. Армянский дудук — великий инструмент.
Дудук — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые главный армянский инструмент упоминается в письменных памятниках государства Урарту. Таким образом, его история насчитывает не меньше трёх тысяч лет. Другие источники указывают на то, что появление дудука относится ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Армянский историк V века н. э. Мовсес Хоренаци в своих трудах говорит об инструменте под названием циранапох («трубка из абрикосового дерева» в переводе с армянского). Наконец, дудук изображен на многих средневековых армянских рукописях.
Наиболее ранние инструменты, предшествовавшие нынешнему дудуку, делались из костей животных и тростника. Сегодня дудук изготавливается исключительно из абрикосового дерева, плоды которого впервые были привезены в Европу именно из Армении. Абрикосовое дерево обладает уникальной способностью резонировать. Варианты дудука в других странах делаются из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т. д.), но, как утверждают специалисты, для такого дудука характерен довольно резкий, гнусавый звук, в то время как настоящий армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на человеческий голос.
Процесс сушки материала занимает полтора года. На токарном станке заготовке придают цилиндрическую форму и сверлят в ней отверстие. Когда все готово, мастер делает строй, чтобы ноты правильно звучали. Затем начисто обрабатывается сквозное отверстие и сверяется звук новорожденного дудука с камертоном. На готовый инструмент варпет (мастер) ставит свое клеймо.
Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания-открывания игровых отверстий. На лицевой стороне инструмента имеется семь звуковых отверстий и ещё одно — на обратной стороне. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор звука. Диапазон инструмента всего одна октава, но он способен воспроизводить самые сложные мелодии в самых разных жанрах — от лирической до танцевальной музыки.
Дудук редко звучит один. Как правило, одновременно выступают два дудукиста. Один ведет сольную партию — играет мелодию, а другой — так называемый дамкаш — создает солисту фон. Он добивается этого особым способом беспрерывного звукоизвлечения, вызывая специфическое остинатное звучание главных ступеней тональности, в которой звучит мелодия. Иными словами, дудкист-солист и дамкаш звучат как единое целое — как один инструмент, воспроизводящий двухголосное произведение. Для исполнения танцевальной музыки к двум дудукам, как правило, присоединяется ударный инструмент дхол.
Дудук как ни один другой инструмент способен выразить душу армянского народа. Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук — это единственный инструмент, который заставляет его плакать. А знаменитейший армянский дудукист Дживан Гаспарян как-то обронил: «Американцы и японцы пытались воспроизвести звучание дудука на синтезаторе, но им не удавалось. Это означает, что дудук подарен нам Богом».
Инструмент и музыка дудука традиционно являются неотъемлемой частью общественной жизни и культурной идентичности армянского народа. Звуки дудука раздаются во время самых главных событиях в жизни любого армянина: на народных празднованиях, крупнейших торжествах, свадебных и похоронных церемониях. Но в последние годы дудук обретает новый статус: он переходит в категорию концертного инструмента, завоевывая особое место в академической культуре. Эти тенденции не прошли мимо внимания экспертов ЮНЕСКО: в 2005 году музыку, исполняемую на армянском дудуке, объявили шедевром нематериального культурного наследия человечества. Несомненно, Дживан Гаспарян, будучи главным популяризатором армянской музыки, сыграл в этом признании ключевую роль.
Маэстро взял в руки дудук в 6 лет. Об игре Гаспаряна ходят легенды. Как-то дядя Дживан, как его принято называть в Армении, давал концерт в городе Фрезно в США. В зале, естественно, было много армян. В конце выступления старик, потерявший во время геноцида армян родителей, попросил исполнить для него старую мелодию. Дживан Гаспарян рассказал об этом так: «Я играл. Смотрю, старика нет уже. Он скончался. Газеты назвали меня дудукист-убийца». А Уильям Сароян сказал: «Это счастливая смерть. Я тоже хотел бы так умереть…».
Сегодня дудук звучит во множестве кинофильмов. Первой картиной с участием дудука стала «Последнее искушение Христа». Среди других известных фильмов — «Ворон», «Зена — королева воинов», «Гладиатор», «Арарат», «Халк», «Александр», «Страсти Христовы», «Мюнхен», «Сириана», «Код да Винчи».
В Армении и среди армян, живущих за её пределами, есть немало известных дудукистов, наиболее выдающимися из которых, не считая Гаспаряна, являются Людвиг Гарибян (Լյուդվիգ Ղարիբյան), Сергей Карапетян (Սերգեյ Կարապետյան), Мкртич Малхасян (Մկրտիչ Մալխասյան), Ваче Овсепян (Վաչե Հովսեփյան) и, конечно, Геворг Дабагян (Գեվորգ Դաբաղյան). Доцент Ереванской государственной консерватории Геворг Дабагян известен в Армении, пожалуй, не меньше, чем Дживан Гаспарян. Музыкант записал несколько дисков и саундтрек к фильму Атома Эгояна «Арарат».
…Тот, кто ни разу не слышал, как звучит дудук, не поймет, почему за ним охотится большинство самых крупных режиссеров. Этому миниатюрному инструменту по силам отразить все нюансы жизни и натуры человека. Послушайте сами.
Метки: дудук, инструменты, народная музыка
Дудук — это инструмент передающий глубинный голос души Армянского народа.
спасибо за познавательный рассказ!
какова самая распространенная тональность дудука?
спасибо
марика