Диана Мкртчян: «Я сняла кино про человека, который потерял дом»

Диана Мкртчян

Режиссер Диана Мкртчян

…Хрупкая девушка-режиссер, легко переходящая с языка на язык, с диалекта на диалект. Сегодня ей по плечу зрелое кино, о котором великий Марк Захаров отзывается несдержанно: «Потрясающе!». Зовут ее изящно, но колоритно: Диана Мкртчян. Полжизни – москвичка; в Ереване бывает нечасто. Энергии – хоть отбавляй: то учеба, то работа – в документальном (пять фильмов) и игровом (один) кино, – то поездки на фестивали. К слову, в этом году ее трогательный до спазма фильм «Гата» с интересом приняли в Каннах (программа «La cinefondation»), а в Ереване, на «Золотом абрикосе», и вовсе отметили серебром. «Гата» (2008 г., Россия) рассказывает про армянских беженцев из Азербайджана, живущих в России. Дед и бабушка ссорятся из-за инжирового дерева, оставленного в бакинском саду, и перечисляют сорта сахара, который они там покупали… Как молодой и жизнелюбивой Диане удалось так верно рассказать про самое больное, выясняла Наира Геворкян.

– «Гата» – это мой первый игровой фильм. Была задумка сделать документальное кино, но в итоге получилось игровое. Вообще, в фильме задействованы всего два профессиональных актера, а остальные участники – реальные беженцы из Баку. Мы снимали в реальных интерьерах: это подмосковные общежития, где живут беженцы, – начала Диана.

– Откуда к тебе пришла тема беженцев?

– Всё началось со встречи с Генрихом, главным героем. Я с ним дружила – он мне был как отец. В основу сценария легли мои наблюдения в процессе общения с ним. Для меня было очень важно сделать правдоподобное кино, чтобы было очевидно, что это настоящие беженцы, люди, которые никогда не смотрели в камеру.

Гата

Кадр из фильма Д. Мкртчян «Гата»

– Поверь, всё получилось. Поэтому, думаю, «Гата» побывала в Каннах, например. Там ценят художественное качество, что бы ни говорили о буржуазности этого фестиваля.

– Я каждый раз, когда вспоминаю, как меня вызывали в Канны, смеюсь… Я подала заявку на участие «Гаты» в Каннском кинофестивале. Через некоторое время раздался звонок из Франции: представители оргкомитета пытались сообщить мне, что фильм прошел отборочный тур, а меня ждут в Каннах. Увы, в тот момент я была вдали от дома, а моя мама на все расспросы обо мне отвечает примерно так: «Я не уполномочена давать вам номер мобильного моей дочери!». Когда ей с помощью переводчика пытались объяснить, что ее дочь ждут на престижном фестивале, она реагировала еще лучше: «Вы знаете, у меня удивительно талантливая дочь! Вы совершенно правильно сделали, что выбрали ее фильм! Моя Диана умничка!..» (смеется)

– Нормальная армянская мама!.. А как тебе «Золотой абрикос»? Лично я его трепетно люблю.

– Я впервые побывала на «Абрикосе» в этом году*. Там показывали очень хорошие фильмы. Особенно хороша была иранская часть программы. А главное – у фестиваля безумно теплая атмосфера. Здесь можно вдоволь пообщаться с коллегами. Ведь в тех же Каннах к известным людям не пробиться, у них протокол, встречи и пресс-конференции, расписанные по минутам, а здесь с этим нет никаких проблем. Вим Вендерс, Атом Эгоян, например, очень легко идут на контакт с молодыми режиссерами. Они с удовольствием, мне кажется, участвуют в таких камерных фестивалях именно потому, что испытывают потребность в простом дружеском общении, чего не найти в помпезных Каннах. Для них «Абрикос» такая отдушина, что ли…

– Пришло время задать тебе чисто армянский вопрос: ты же отсюда, верно? Скучаешь по нам? (улыбается)

– Я родилась в Ахалкалаке – оттуда моя мама, а папа – да, гюмрийский, и выросла я в Ленинакане. Потом мы с семьей переехали в Москву. Я живу в ней уже 15 лет, но у меня ощущение, что это временное место жительство. Конечно, я была бы совсем другим человеком, если бы осталась в Армении. Всё-таки, в Москве мои учителя, люди, которые повлияли на меня… Я училась у Ираклия Квирикадзе и Андрея Добровольского – а это великолепные мастера. Я воспитана на русской культуре, это тоже правда. Но мне так нужен свой уголок в Ереване! Кстати, сжатость пространства, которая отражена в «Гате», – это мое личное. Это очень давит. Каждое кино – это борьба режиссера со своими фобиями. А в остальном… Знаешь, почему я так люблю приезжать сюда? Потому что обожаю, когда вокруг меня звучит армянская речь! Между прочим, мне бы очень хотелось сделать фильм, в котором фигурируют… армянские буквы. Армянский алфавит – это уже история.

– А «Гата» – это армянская история?

– Я сняла кино про человека, который потерял дом. Им может быть как армянин, так и азербайджанец. Это ощущение – одно на всех, и неважно, Баку это или Ереван.

Фестивали, в которых участвовал фильм «Гата»:

  • Festival de Cannes (France), 2008, программа «Cinefondation»
  • «Кинотавр» (РФ), 2008, конкурсная программа
  • Golden Apricot (Armenia), 2008, конкурсная программа, специальный приз «Silver Apricot»
  • «ArtCinema» (РФ), 2008, фестиваль короткометражного арт-кино
  • 32nd St. Paulo International Film Festival (Brazil), 2008, конкурсная программа
  • «Molodost’», Kiev International Film Festival, 2008, конкурсная программа
  • Rio de Janeiro International Short Film Festival Curta Cinema, программа «Cinefondation»
  • «Stalker» International Film Festival (РФ), 2008

Фильм получил также приз Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев «За отражение темы защиты прав беженцев в кинематографе», приз посольства Канады «За лучшие фильмы» в программе «Права человека глазами молодых кинематографистов».

* Интервью с Дианой Мкртчян состоялось в 2008 году.

Метки: , , , ,

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка ... Загрузка ...
Один комментарий на “Диана Мкртчян: «Я сняла кино про человека, который потерял дом»”
  1. Ваган

    что нужно сделать непрофессиональному актеру, чтобы сняться в одном из Ваших фильмов, Диана?

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.