Армянские ковры
В любом армянском доме есть ковры. Они висят на стенах, лежат на полу. Их дарят на свадьбу или туристам – как напоминание о стране, благо размеры ковров колеблются от крошечного, с полметра, до огромного, для размещения в большом просторном зале. С незапамятных времен армяне коврами устилали полы, покрывали сундуки, сиденья и постели. Ковры часто служили завесами дверных промов, ризниц и алтарей в храмах.
Что поделать – традиции ковроделия и культ, в который возведены ковровые изделия, в Армении сильны, поскольку речь идет о древнейшем виде народного декоративно-прикладного искусства.
Самые ранние образцы ковров, спасибо археологам, датируются II-I тысячелетиями до н. э. На обнаруженном остатке ковра ХIV-IX вв. до н. э. имеются знак свастики, символы воды и змеи – то есть, изображения, которые встречаются на наскальных рисунках, статуэтках, украшениях и керамических предметах. В греко-римских, персидских, арабских, византийских, болгарских источниках сохранились многочисленные свидетельства о знаменитых древних и средневековых армянских коврах. Известно, что на европейских живописных полотнах ХIV-ХХ вв. нередко встречаются введенные в композицию изображения армянских ковров.
Историки говорят, что при изготовлении ковров использовалась шерсть, шлк, позднее – хлопок и лен, не без вкраплений золотых и серебряных нитей. Шерсть красили натуральными составами. Красную краску получали из… корневого червя – кошенили, распространнного в Араратской долине. Из железной охры получали зеленоватую минеральную краску – хрисоколл. Растительные краски получали из шафрана, бессмертника, чернильного орешка, зелной ореховой скорлупы. При крашении все они давали неограниченное число оттенков всех основных цветов и были весьма стойкими.
Ткачи воспроизводили узоры по памяти, поэтому орнаменты армянских ковров очень разнообразны. В конце 13 века свет увидели известные «драконовые» ковры или вишапагорги – одни из наиболее оригинальных и абстрактных творений в ткацком искусстве, на которых было изображение дракона, в окружении животных и растений. Позднее появились ковры с древом жизни. В XVII веке возник эдакий растительно-геометрический тип ковров, центральная розетка которых украшается беспокойным и пышным растительным декором, а по свободным полям ткутся стилизованные плавающие утки, птицы со сложенными крыльями, кони. В композициях некоторых ковров важное место занимает орл, а также крест, являющийся важнейшим элементом орнаментов армянского средневековья. Современные армянские ковроделы и сейчас выделывают изделия ручной работы. Часто они имитируют древнеармянский рисунок, но не забывают и работать в стиле модерн.
Уникальные армянские ковры хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Парижа, Берлина, Вены, Будапешта, Стамбула, Нью-Иорка и других культурных центров мира. Древнейший из экспонатов – ковер 1202 года, он был исполнен в селе Бананц области Гандзак (Азербайджан). В Лондонском музее Виктории и Альберта хранится ковер XVII века, Метрополитен-музей в Нью-Йорке приобрел ковер XVI века. Классические образцы ковров хранятся в Государственном историческом музее Армении в Ереване.
Метки: армянский ковёр, ремёсла
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.